Виртуальное изучение манускриптов Итальянского Возрождения

Русский

Новая виртуальная выставка открывшаяся в Музее Гетти (Лос-Анджелес, США) объединила рукописи Итальянского Возрождения, разделенные во времени и пространстве. На экспозиции представлено около 100 рукописных страниц эпохи северного Итальянского Возрождения из библиотек и музеев разных стран.

На сайте Музея Гетти https://northern-italian-renaissance-manuscripts.culturalspot.org/home вы сможете просмотреть эти страницы, написанные и проиллюстрированные для итальянской знати: принцев, вельмож и прелатов северных итальянских городов таких, как Милан и Венеция.

На выставке посетители музея могут увидеть величественные иллюминированные рукописи, такие как манускрипт с изображением библейского царя Давида на обложке антифона́рия, в богослужении католиков это обиходная книга с песнопениями и текстами для служб оффиция. Виртуально он дополнен шестью страницами рукописного оригинала, которые были до того разрознены.

Пейзаж-илиллия, на фоне которого, происходит благочестивое поклонение, являлась частью первого тома 18-томного антифонария Кардинала Виссариона. Кардинал Виссарион поручил роспись томов Антифонария византийской церкви, ранее это планировалось поручить Францисканской церкви в Константинополе, но они остались по сей день в Италии, в Чезена, в Церкви Санта-Мария-делле-Грацие дель-Оссерванца. Остальные тома и их разрозненные страницы можно найти в музеях по всему миру, включая три листа из коллекции Музея Гетти.

Такие замечательные истории как эти, побудили куратора и дизайнера выставки создать виртуальный аналог (виртуальную выставку) экспозиции. Была выбрана в качестве  платформы Google Open Gallery из-за ее удобного интерфейса и мощного средства сравнения образов и деталей.

Созданная при сотрудничестве библиотек, архивов, музеев итальянских городов Феррары, Мантуи, Милана, Венеции и Вероны, виртуальная выставка – это своего рода кураторский эксперимент, расширивший коллекцию экспонатов музея Гетти. Сайт может посетить любой желающий, для просмотра доступно около 100 иллюминированных рукописей, расписных досок, и других примеров декоративно-прикладного искусства художников, выполненных для, дворов и патронов севера Италии.

Ведущим организаторы непосредственно выставки является Исторический архив Библиотеки Тривульциано (Trivulziana) в Милане,  (а не виртуального проекта).

Хотела бы обратить Ваше внимание на 7 наиболее примечательных особенностей виртуальной выставки:

1. Изучать придворные интриги и истории взаимоотношений художника и его покровителей.

В этом манускрипте описана история соперничества художников и политических придворных интриг. В середине 15 века художник Бельбелло да Павиа был отставлен Барбарой (Бранденбургской) Гонзага от работы в Мантуе. Почему? Старость, медлительность в работе, новые вкусы покровительницы, и как известно, художник был уличен в содомском грехе - все это причины, из-за которых он и потерял работу. Из архивных документов также известно, что Джироламо да Кремона – молодой человек, прекрасный художник, владевший искусством росписи манускриптов, получил рекомендацию от художника Андреа Мантенья. Эта история спрятана в галереях Гетти, но виртуально Вы можете более детально изучить манускрипт и смысл текста, в котором написано, как потерял работу Бельбелло и приобрел свою прекрасную репутацию при дворе Мантуа художник Джироламо.

2. Сравнивать разрозненные страницы из одной многотомной рукописи.

Большинство экспонатов - это листы, отдельные страницы или кусочки страниц из хоровых церковных книг. В 18-19 веках содержание хоровых книг было пересмотрено и книги перестали использовать на службе, в следствии чего появилось так много разрозненных рукописных листов. Виртуальная выставка воссоединила ранее разрозненные страницы, включая ранее упомянутый антифонарий кардинала Виссариона, веницианские иллюминированные рукописи художников Бельбелло да Павиа, после того как он покинул Мантую и пару листов Кристофоро Кортезе.

3. Сравнить разные работы одного и того же художника.

Прошлая безумная практика обращения с рукописями привела к невосполнимым пробелам в истории искусства. Когда клочки страниц существуют сами по себе без своего «родительского» оригинала, то практически невозможно восстановить историю художественной работы над ней. Листы и кусочки листов одной книги сейчас существуют в различных коллекциях и воссоединить их в единое целое не представляется возможным. На виртуальной выставке возможно досконально сравнивать детали двух работ, приписываемых одному и тому же художнику, и на основании их детального изучения сделать вывод, действительно ли их создал один автор или они просто кажутся похожими и приписываются ему.

4. Изучить работы художника, которые он подписал своим именем и которые он вовсе не подписывал.

Примечательно, что в эпоху Возрождения очень мало художников подписывали свои работы. На выставке в Гетти подписана единственная работа: Джованни Антонио Дечио. Виртуально, можно увидеть его работы вместе с остальными художниками рода Дечио. Замечательная рукопись иллюминированная миланским художником Ановело да Имбонате и созданная для первого принца Милана Джана Галеаццо Висконти (период правления 1395-1402) представлена на выставке, виртуально ее возможно страница за страницей наравне с копией этой рукописи, которая сейчас находится в Библиотеке Тривульциано в Милане.

5. Сравнить разные работы, приписываемые одному и тому же автору

Работа Стефано да Верона представлена вирутально наравне с росписью деревянных панелей и иллюминированным манускриптом. Его работы отличает искусное владение линией, гармония цвета и мягкое утонченное изображение человека. Также здесь можно увидеть работы Пизанело, Косме Тура, Франческо ди Джорджо Мартини, Джироламо дай Либри, Андреа Мантенья, Джулио Романо.

6. Возможность наиболее глубоко изучить отдельный экспонат

На выставке можно увидеть только один разворот одной рукописи, виртуально можно пролистать всю рукопись, например Библию Чертоза из Храма Св. Христофора в Ферраре.

7. Более полно изучить работы личных коллекций

Переливающиеся цвета, сверкающая позолота рукописи Туроне ди Максио (слева) также впечатляет зрителя как и 600 лет тому назад. Эта миниатюра присутствует на алтаре, расписанным Туроне, который можно виртуально исследовать. Закругленные линии, яркие цветовые пятна, растительный орнамент очень узнаваемы. Рождение Богородицы (справа) - работа Мастера Градуала из Мурано, художника который преимущественно уделял внимание психо-физиогномическим деталям, эмоциям, и этот процесс также можно виртуально проследить.

8. Установить, как и с кем взаимодействовал художник в процессе создания своей рукописи

Некоторые манускрипты были расписаны группой художников, например вот этот расписывали трое. Художник Мартино да Модена обучался художественному мастерству под руководством своего отца Джорджио д'Алеманья. Эта богослужебная книга была заказана для Принца Эрколе I д'Эстэ (период правления 1472-1505) и была расписана Мадена вместе с его отцом и третим художником Бартоломео дель Тинторе, кототый, вероятно, изобразил Распятие.

Над созданием рукописей трудились художники, писцы, резчики, переплетчики, даже дипломаты и придворные советники.

Выставка была организована при участии Кристофера Плата, Брайна Кина и их коллег по работе в Гетти.

Выставка привлекает посетителей красотой, текстурой, аурой работ, виртуально этот эффект усиливается. Виртуальный проект реализован международной командой кураторов. Мы надеемся, что она будет полезна ученым, профессорам, студентам и любому, кому интересны книги, история Европейского Ренессанса.

Сайт виртуальной выставки: https://northern-italian-renaissance-manuscripts.culturalspot.org/home

 

Типы визуализации: 
Темы: 
Институции и проекты: